В конце 50-х годов прошлого века успехи в военных технологиях позволяли конструкторам Запада приступить к проектированию пассажирского «суперсоника» или сверхзвукового пассажирского самолета. Уже к 1960 году облик «лайнера будущего» был разработан в Великобритании. Он мог перевозить 100 пассажиров через Атлантику со скоростью 2 тысячи километров в час. Но англичане понимали, что столь серьезную работу в одиночку не потянуть. Поэтому они выступили с предложением о сотрудничестве в адрес США. Однако оно осталось без ответа. Тогда Соединенное Королевство заключило соглашение с Францией, где шли работы над похожим проектом. 29 ноября 1962 года представители двух стран подписали межправительственное соглашение. Так появляется «Конкорд» — слово, общее для обоих языков и означающее «согласие». Советский Союз очень ревностно отреагировал на производство «Конкорда». В планы Никиты Сергеевича Хрущева никак не входило отдавать инициативу капиталистам. Поэтому в июле 63-го вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров «О создании ОКБ Туполева сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144″. С этого момента задание партии и правительства стало важнейшим. Во что бы то ни стало советский «суперсоник» должен взлететь раньше франко-английского! 31 декабря 1968 года опытный образец Ту-144 поднялся в воздух. «Мы снова первые, Запад отстает!», — появились заголовки в прессе. 2 июня 1973 года состоялся авиасалон Ле Бурже — главный смотр достижения авиационной техники мировых держав. Здесь произошло первое очное столкновение советского и западного «суперсоников». «Конкорд» очень низко прошел над взлетно-посадочной полосой и резко взмыл вверх. Эффектный взлет нового самолета привел зрителей авиасалона в неописуемый восторг. Ранее на пассажирских воздушных судах подобное сделать было невозможно, но для «суперсоника» с его мощными двигателями такой маневр стал допустимым. Советская делегация хорошо понимала, что на карту поставлен престиж всей страны, а, значит, необходимо найти достойный ответ. Поэтому в воскресенье 3 июня, заключительный день работы авиасалона Ле Бурже, Ту-144 попытался повторить маневр «Конкорда», но неожиданно нос самолета завалился, и советский самолет упал на городок Гуссенвиль. Гуссенвиль, находящийся неподалеку от Ле Бурже, был буквально засыпан обломками Ту-144. В результате этой авиакатастрофы погибло пятеро детей и двое взрослых. Десятки людей были ранены. Погиб экипаж самолета — командир Михаил Козлов, второй пилот Владимир Молчанов, штурман Георгий Баженов, руководитель испытаний Владимир Бендеров, ведущий инженер Борис Первухин, бортинженер Анатолий Дралин. До сих пор не найдена однозначная причина падения и гибели Ту-144, существует только бесчисленное множество версий. И, к сожалению, это была не последняя катастрофа советского сверхзвукового пассажирского лайнера. В 1978 году такая же модель терпит крушение, экипаж погибает. Через два года происходит еще одна авиакатастрофа на испытательном самолете. Однако экипажу удалось спасти и машину, и себя, после чего пилоты поверили в сверхъестественные силы. Ведь один двигатель был полностью разворочен. В 1983 году сверхзвуковой проект Ту-144 закрыли. А «Конкорд» успешно летал еще 20 лет. Сегодня ни одного сверхзвукового самолета на пассажирских авиарейсах нет. Так что мечта середины XX века перекочевала в век XXI.