Кроме проблем, есть ещё и "Радость использования ресурсов мирового океана".

1. Факторы развития международного права окружающей среды

Даже высокая эффективность природоохранительной деятельности на национальном уровне не означает полного решения проблемы обеспечения охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в пределах планеты. Вне пределов национальной юрисдикции имеются природные ресурсы (Мирового океана, Антарктики, ближнего Космоса и др.), которые интенсивно эксплуатируются и подвергаются воздействию мирового сообщества. Заинтересованное в сохранении благоприятного состояния природы этих районов, сообщество осуществляет международное сотрудничество в области охраны и использования природных ресурсов.
Кроме того, в процессе хозяйственной и иной деятельности на своей территории государства могут оказывать вредное воздействие на состояние окружающей среды соседних государств либо иным образом затрагивать их экологические интересы.
Наконец, для повышения эффективности природоохранительной деятельности на национальном уровне государства вынуждены принимать согласованные меры по охране собственной окружающей среды.
Эти основные факторы предопределяют необходимость международно-правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования и развития сотрудничества в данной сфере.
Особую заботу мирового сообщества на современном этапе представляют глобальные экологические проблемы. Эти проблемы — результат деятельности человека, не согласованной с законами развития природы. Их решение связано с выработкой международной экологической политики и надежных организационно-правовых средств на международном уровне как в отношении природопользования на национальном уровне, так и в отношении общемировых природных ресурсов.
Какие же глобальные экологические проблемы имеются в виду?
а) Изменения климата
Проблема глобальных климатических изменений связывается с ожидаемым потеплением, которое вызывается техногенными выбросами парниковых газов, в первую очередь СО2. Молекула СО2 обладает способностью задерживать тепловое излучение земной поверхности, нагретой Солнцем. Парниковые газы выполняют как бы функцию крыши в теплице, которая не мешает теплу проникнуть внутрь, но не выпускает его наружу. Предполагается, что накопление СО2 в атмосфере приведет к потеплению, которое будет сопровождаться таянием полярных льдов, подъемом уровня Мирового океана, затоплением густонаселенных приморских низменностей и островных государств, опустынивание, сокращение летних осадков на 15-20% в основных сельскохозяйственных районах.
По имеющимся данным, с конца 19-го века парниковый эффект уже дал потепление на 0,50 С. К 2035 г. ожидается удвоение содержания СО2 в атмосфере. Соответственно глобальное потепление составит от 1,5 до 4,50 С. К этому времени ожидается подъем уровня моря от 8 до 29 см и до 65 см к 2100 г.
На национальном уровне 15 стран ответственны за 77% выбросов парниковых газов. Среди них на первом месте — США (17%). Государства СНГ — суммарно 13%.
Одновременно ученые утверждают, что роль парникового эффекта в климатических процессах последних десятилетий не бесспорна. На Земле и раньше наблюдался рост температуры, и он был спонтанным, неравномерным, то есть по сути хаотическим. Состояние глобального климата зависит от многих факторов — от общего количества тепла, получаемого атмосферой, и его распределения по поверхности планеты, светимости Солнца, эксцентриситетом земной орбиты, выделением тепла недр, альбедо земной поверхности и атмосферы, парниковым эффектом.
б) Сокращение озонового слоя
Систематическое слежение за состояние озонового слоя с помощью спутниковой аппаратуры проводится с 1978 г. Всемирная метеорологическая организация наблюдает за озоновым слоем над Антарктидой уже 40 лет. По ее данным, в 1996 г., гигантская дыра в озоновом слое атмосферы Земли над Антарктидой уже более чем вдвое превышала размеры Европы и грозила перекрыть рекорд 1995 г., когда зияла "брешь" площадью 22 млн. кв. км (равная территории бывшего СССР). Это обстоятельство вызывает тревогу ученых.
Ученые приходят к выводу, что график выполнения международных соглашений по борьбе с озоноразрушающими веществами — Венской конвенции 1985 г. и Монреальского протокола 1987 г. — следует пересмотреть в сторону ускорения. Содержание в атмосфере главных "убийц" озона — хлорфторуглеродов, или фреонов (они в основном используются в аэрозольных разбрызгивателях, холодильных установках, воздушных кондиционерах, производстве некоторых растворителей) стремительно нарастает, а ведь их активная жизнь в верхних слоях атмосферы насчитывает от 60 до 100 лет.
Согласно международным соглашениям промышленно развитые страны полностью прекращают в 1996 г. производство фреонов, а также галонов и тетрахлорида углерода, которые тоже разрушают озон, а развивающиеся страны — к 2010 году. Россия из-за тяжелого финансово-экономического положения попросила отсрочки на три-четыре года.
в) Кислотные дожди
Проблема кислотных дождей дала о себе знать в Западной Европе и Северной Америке в конце 50-х годов. В последнее десятилетие она стала глобальной в связи с возросшими объемами выбросов окислов серы и азота, аммиака и летучих органических соединений. Основным источником выбросов окислов серы являются теплоэлектростанции и другие стационарные источники при сжигании ископаемого топлива (88%). Топливно-энергетический комплекс дает также 85% выбросов окислов азота. Загрязнение окружающей среды окислами азота происходит от животноводческих предприятий, при применении удобрений.
Экономические потери, связанные с кислотными дождями, разнообразны. Так, сотни озер в Скандинавии и на Британских островах, прежде всего, из-за подкисления водоемов стали безрыбными. Почвенное подкисление является одной из основных причин усыхания лесов умеренной зоны северного полушария: ущерб для европейских лесов оценивается в 118 млн. куб. м древесины в год (из них около 35 млн. куб. м на европейской территории России). Годовой ущерб лесному хозяйству европейских стран оценивается по меньшей мере в 30 млрд. долл. — это в три раза превышает годовые расходы стран Европы на охрану окружающей среды.
г) Опустынивание
В семиаридных регионах (аридность — сухость климата, приводящая к недостатку влаги для жизни организмов) проживает более 1 млрд. человек. Опустыниванию способствуют как естественные процессы, так и антропогенные воздействия на природу. Ожидается, что в результате парникового потепления площадь пустынь увеличится на 17%. Факторы, способствующие развитию опустынивания, касаются внедрения водоемких культур, например риса, значительного расхода воды на орошение, приводящего в условиях жаркого сухого климата к быстрому засолению почвы, концентрации скотоводческого хозяйства вблизи артезианских скважин, использование современных транспортных средств.
Как часть общего процесса опустынивания может рассматриваться пересыхание Аральского моря. С начала 60-х годов его площадь сократилась почти вдвое. При этом соленость его возросла в три раза.
д) Сохранение биологического разнообразия
Человек не обладает данными о численности существующих в природе видов живых существ. Каждый из них занимает определенное место в структуре биосферы. Хотя мы не можем точно определить функциональное назначение каждого вида в любой из многочисленных экологических систем, биологическое разнообразие необходимо для сохранения функциональной структуры биосферы и составляющих ее экосистем.
Видовое богатство природы зависит от многих факторов, как естественных, так и антропогенных. Живая природа скудеет в силу естественных процессов. Пример этому — исчезновение мамонтов, других гигантских животных. В то же время биоразнообразие может рассматриваться как индикатор неконтролируемых воздействий человеческой деятельности на состояние природы — живой и неживой. В частности, деградация живой природы происходит вследствие химических воздействий на природу.
е) Рост населения
Рост населения не является глобальной экологической проблемой, но она теснейшим образом связана с этого рода проблемами. В 1650 г. численность населения земного шара составляла около 0,5 млрд. чел. и ежегодно увеличивалась на 0,3%; в 1900 г. численность населения достигла 1,6 млрд. чел., при годовых темпах роста 0,5%; в 1970 г. она равнялась 3,6 млрд. чел., а темпы роста увеличились до 2,1%. В 1991 г. численность населения выросла до 5,4 млрд. чел., при этом темпы роста упали до 1,7%. В 2007 г. численность населения планеты составила 6,6 млрд. чел., в год увеличиваясь примерно на 80 млн.
На опасность роста населения еще в конце 19-го века указывал Т. Мальтус. В последнее время ею серьезно занимаются не только демографы. Об этой проблеме следует серьезно говорить применительно к решению экологических проблем в связи с тем, что процессы, практически неизбежно сопровождающие рост населения, тесно связаны с этими проблемами. Так, рост населения вызывает рост потребления и соответственно возрастут нагрузки на природные ресурсы. К тому же следует учитывать общую тенденцию возрастания потребностей. Существенным следствием роста населения становится рост городов. Рост городов, удовлетворение разнообразных возрастающих потребностей будет сопровождаться увеличением объемов отходов производства и потребления.
ж) Ресурсный кризис
Рост населения неизбежно влечет увеличение объемов потребления природных ресурсов. Кроме того, высокий материальный и культурный уровень жизни в государствах с высоко развитой экономикой сопровождается повышение уровня потребностей. Их удовлетворение ведет к исчерпанию природных ресурсов, как национальных, так и международных.

Гейт Н.А. Экологическое право: курс лекций. — "ТК Велби", "Изд-во Проспект", 2009.
Основы правового регулирования экологических отношений

Основой развития экологического, как и любого другого, законодательства в нашей стране служит Конституция РФ 1993 г., определяющая общие, концептуальные подходы государства к регулированию отношений в сфере общество — природа. В ней закреплены основные экологические права и обязанности граждан, поощряется деятельность, способствующая экологическому благополучию. На базе Конституции РФ развивается экологическое законодательство, включающее комплексные законы об охране окружающей среды, нормативные правовые акты об охране отдельных природных объектов. Одновременно в последнее время наблюдается экологизация всего законодательства. Комплекс общественных отношений в области охраны окружающей среды регулируется также законодательством об охране здоровья, о судебной системе, местном самоуправлении, налогообложении и т.д.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью российского права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права. Что касается международных актов в области прав человека и гражданина, то в соответствии с Конституцией РФ, а также в связи со вступлением России в Совет Европы они стали источниками национального права в части признания, регулирования в целях обеспечения и защиты экологических прав личности в России. Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Частью российской правовой системы является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г.; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (вступила в силу 3 сентября 1953 г.) и Европейская социальная хартия (вступила в силу 26 февраля 1965 г.). Следует отметить, что право на благоприятную окружающую среду определено через право на жизнь, закрепленное как во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., так и в Пакте по гражданским и политическим правам 1977 г. и в Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 г. На практике право на жизнь может быть применено к экологическим случаям и использовано индивидом с целью обеспечения компенсации в случае смерти, которая стала результатом экологической катастрофы. Государство в этом случае будет ответственным за такие последствия. Однако вопрос до конца не определен: понимается ли право на жизнь только как то, что "никто не может быть произвольно лишен жизни", или все же в соответствии с ним государство несет обязательства предпринимать необходимые шаги с целью обеспечения нормальной жизни, например обеспечение питьевой водой или менее загрязненным воздухом.
Право на жизнь в соответствии с Пактом о гражданских и политических правах предусматривает обязанность государств обеспечивать позитивные меры и, что желательно, чтобы государства предпринимали все возможные меры для снижения прежде временной смертности и повышения уровня жизни. В своих отчетах и рекомендациях Комитет ООН по правам человека постоянно указывает на особые меры в области обеспечения здоровья и охраны окружающей среды, например контроль над транспортировкой и удалением радиоактивных отходов*(17).
Однако известны только два рассмотренных дела по жалобам на нарушение права на жизнь в таком расширенном его понимании. Первая жалоба была получена от граждан Канады, которые утверждали, что складирование радиоактивных отходов около их домов угрожает праву на жизнь как настоящего, так и будущих поколений в этом районе. Комитет ООН по правам человека, отметив, что этот случай поднимает "серьезные проблемы, связанные с обеспечением дополнительных обязательств государствами — участниками по защите права на жизнь", счел жалобу неприемлемой, так как не были исчерпаны все внутригосударственные средства защиты.
Следующая жалоба поступила в Европейскую комиссию по правам человека. Суть ее сводилась к тому, что испытание ядерного оружия и размещение радиоактивных отходов в море являются нарушением права на жизнь, закрепленного в ст. 2 Европейской конвенции по правам человека. Комиссия отклонила жалобу как явно необоснованную, так как не были предоставлены факты по нарушению Конвенции. Хотя существует мнение, что дело было в том, что, несмотря на то что ответчиком по делу была названа ФРГ, в действительности жалоба была направлена против США (которые не являются участниками Конвенции) и Великобритании (которая в то время еще не признала права на индивидуальные жалобы).
На данный момент существует достаточно разветвленная сеть источников международного экологического права, которые требуют отдельного рассмотрения. Центральное место занимают резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Они имеют первостепенное значение в реализации принципов и положений международно-правового экологического сотрудничества. Приняты специальные резолюции "Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений" 1981 г., об одобрении Всемирной хартии природы 1982 г. и т.д. Важное значение имеют материалы конференций ООН (Стокгольм, 1972 г., Рио-де-Жанейро, 1992 г., Йоханнесбург, 2002 г.).
Среди следующей группы источников различают, прежде всего, договоры политического содержания, в которых проблемы охраны окружающей среды переплетаются с вопросами мира и безопасности. Главное место в этой группе занимает Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Следует напомнить, что если международным договором установлены иные правила, чем законом Российской Федерации, то применяются правила международного договора. Другую группу составляют международные договоры экологического содержания — это договоры эколого-комплексного и эколого-ресурсного направления. По предмету регулирования они подразделяются на предотвращающие загрязнения и устанавливающие режим использования возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов. Основная масса таких договоров приходится на региональные акты. Эти акты относятся, как правило, к регулированию рыболовства, использованию природных ресурсов, разделяемых двумя или несколькими государствами, регулированию международно-правового режима пограничных морей, рек, озер и т.д. Например, Конвенции об охране Балтийского, Черного морей, рек Дунай, Амур и Уссури. Двухстороннее сотрудничество России осуществляется по охране озера Байкал (с Монголией), утилизации отходов (с Германией, Данией и т.д.), сохранению качества вод (с Канадой) и т.д. Такие документы определяют согласованные принципы деятельности и правила поведения государств в отношении окружающей среды в целом или ее конкретных объектов.
К международным объектам окружающей среды относятся: атмосферный воздух, озоновый слой, космическое пространство, Антарктида. Самостоятельную группу международно-правовых актов составляют конвенции, соглашения и договоры об охране Мирового океана от загрязнения, например нефтью, и от истощения его ресурсов. Отдельно в международном праве охраняются редкие и исчезающие виды животных и растений, а также мигрирующие виды животных, например перелетные птицы.
Решение проблемы охраны природной среды требует четкого взаимодействия международно-правовых норм универсального, регионального и локального характера. Анализируя договорную практику, следует отметить, что система региональных соглашений дополняет, развивает и усиливает соглашения глобального характера. Обширное конвенционное регулирование свидетельствует о приоритете международного договора в ряду основных источников международно-правовой охраны окружающей среды, однако договорное право также имеет существенные недостатки: длительный процесс разработки проектов договоров, нежелание государств фиксировать строгие обязательства, возможное неучастие государств с мощным потенциалом воздействия на природную среду, неадекватность ответственности и компенсации в случае нарушения договорных обязательств.
Так что сегодня необходимым является разработка и принятие универсального Пакта об экологических правах человека. В этом аспекте интересен проект, предложенный Комиссией ООН по правам человека и Подкомиссией ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств. Документ называется"Принципы по правам человека и окружающей среде"*(18), в котором сказано:
1. Права человека, экологически чистая окружающая среда, устойчивое развитие и мир взаимозависимы и неделимы.
2. Каждый имеет право на безопасную, здоровую и экологически чистую окружающую среду. Это право и другие права человека, включая гражданские, культурные, экономические, политические и социальные права, — универсальны, взаимозависимы и неотъемлемы.
3. Каждый без всякой дискриминации имеет право принимать участие в действиях и решениях, которые влияют на окружающую среду.
4. Каждый имеет право на адекватную окружающую среду на основе равенства потребностей и не нарушая прав будущих поколений.
5. Каждый имеет право на свободу от загрязнения, экологической градации и деятельности, которая неблагоприятно воздействует на окружающую среду, угрожает жизни, здоровью, жизнедеятельности, благополучию и устойчивому развитию, как в рамках границ государства, так и за их пределами.
6. Каждый имеет право на защиту и охрану атмосферного воздуха, земли, воды, ледниковой поверхности, флоры и фауны, мест и деятельности, необходимой для обеспечения биологического разнообразия.
7. Каждый имеет право на самый высокий, из достижимого, уровень здоровья, включая непричинение экологического вреда.
8. Каждый имеет право на безопасную и здоровую пищу и воду, адекватную для его благополучия и здоровья.
9. Каждый имеет право на безопасные и благоприятные для его здоровья условия труда.
10. Каждый имеет право на достойные жилищные условия, владение землей и достойный жизненный уровень в безопасной, здоровой и экологически чистой окружающей среде.
11(а). Никто не может быть выселен из своего жилища или со своей земли в целях или в связи с решениями или действиями, призванными воздействовать на окружающую среду, кроме как в случае крайней необходимости и в публичных интересах и если это не может быть достигнуто другими средствами.
11(б). Каждый имеет право участвовать в принятии решений и в переговорах по поводу своего выселения и право при выселении на своевременную и справедливую компенсацию (возмещение убытков) и/или подходящее жилье или землю.
12. Каждый имеет право на своевременную помощь в случае природных, техногенных или вызванных человеческой деятельностью катастроф.
13. Каждый имеет право получать разную выгоду от охраны и устойчивого использования природы и природных ресурсов в культурных, экологических, образовательных и других целях. Это включает и экологически безопасный доступ к природе. Это право обеспечивается без всякой дискриминации, одинаково для всех лиц, проживающих в данной местности.
14. Малочисленные, ведущие племенной образ жизни народы имеют право контролировать свои земли, территории и природные ресурсы и сохранять свой традиционный стиль жизни. Это включает право на безопасность при владении их средствами существования. Такие народы имеют право на защиту от любых действий, которые могут привести к разрушению или деградации их территорий, включая землю, атмосферный воздух, воду, ледниковое покрытие, живую природу и другие ресурсы.
Для классификации международных экологических организаций могут быть применены различные критерии. Так, по характеру членства они делятся на специальные межгосударственные (ЮНЕП) и неправительственные (Гринпис). Компетенция их различна. Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) включает правительственные и неправительственные организации, содействует их сотрудничеству, ведет международную Красную книгу.
По кругу участников международные организации, деятельность которых охватывает и решение вопросов в области охраны окружающей среды, подразделяются на универсальные (ООН, специализированные учреждения ООН: ЮНЕСКО, ФАО, МАГАТЭ, ВОЗ и т.д.) и региональные (ОАЭ, ОАГ, СНГ). В рамках данных организаций осуществляются специальные программы МАГАТЕ — "Ядерная безопасность и защита окружающей среды", ЮНЕСКО — "Человек и его окружающая среда". Создан Межгосударственный экологический совет стран СНГ.
Действуют также: Европейское бюро по окружающей среде, основная деятельность которого — распространение информации о природоохранной политике, контроль за загрязнением окружающей среды, разработка и реализация образовательных программ; Международный "Зеленый крест" — отвечает за реализацию проектов по различным аспектам ООС, в том числе по уничтожению токсичных веществ, созданию системы оповещения о катастрофах, экологическому просвещению, разработке международного экологического кодекса. Программа ООН по развитию (ПРОООН) проводит исследования природных резервов, создает учебные учреждения для прикладных исследований.
Эти организации выполняют и нормотворческую функцию. Так, среди международных договоров и других соглашений в области окружающей среды, изданных в штаб-квартире ЮНЕП в Найроби (Кения), насчитывается 152 соглашения. Вообще в мире в целом насчитывается около 300 общерегиональных и двухсторонних международных соглашений, непосредственно затрагивающих проблемы охраны окружающей среды.
Сегодня основой экологических прав человека и гражданина, безусловно, является ст. 42 Конституции РФ, устанавливающая три взаимосвязанных права:
- на благоприятную окружающую среду;
- на достоверную информацию о ее состоянии;
- на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу гражданина экологическим преступлением.
Ранее, до принятия Конституции РФ 1993 г., право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, было закреплено лишь в Законе РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (ст. 11, утратил силу). В соответствии с данным Законом и новым Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" право на благоприятную окружающую среду обеспечено планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных фондов помощи; возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф; государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в его нарушении.

Список основных нормативных правовых актов и литературы

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. N 237.
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" N 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.
Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г, N 73-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2069.
Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. "Об отходах производства и потребления" // СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3009.
Закон Российской Федерации "О недрах" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. N 16.
Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 г. N 5154-I "О стандартизации" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 25. Ст. 917.
Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 г. N 5151-I "О сертификации продукции и услуг" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 26. Ст. 966.
Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" N 116-ФЗ // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588.
Федеральный закон "О животном мире" от 24 мая 1995 г. N 52-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.
Постановление Правительства РФ от 3 августа 1992 г. N 545 "Об Утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов" // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1992. N 6. Ст. 330.
Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1992. N 10. Ст. 726.
Постановление Правительства РФ от 3 октября 1993 г. N 1063 "О Федеральной программе "Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации — Кавказских Минеральных Вод" // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993. N 48. Ст. 4688.
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 766 "О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов" // СЗ РФ. 1996. N 28. Ст. 3379.
Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11 марта 2002 г. N 115 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
Постановление Пленума Верховного суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 1.
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 ноября 1993 г. N 22 "О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. 1994. N 3.

Литература

Административное право: учеб. / под ред. В.П. Сальникова. М., 2000.
Азаров Г.И., Волков В.И. Природоохранительная деятельность органов внутренних дел. М., 1990.
Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Экологическое право России. Волгоград, 2005.
Балезин В.П. Право природопользования в СССР // Научно-технический прогресс и правовая охрана природы / под ред. В.В. Петрова. М., 1978.
Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000.
Бачило И.Л. Организация советского государственного управления. М., 1984.
Бирюков П.Н. Международное право. М., 2000.
Блынская И.В. Законы Москвы. М., 2000.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для юридических вузов и факультетов. М.: НОРМА-ИНФРА, 1998.
Безопасность России. Словарь терминов и определений. М.: Знамя, 1998.
Безопасность мореплавания и ведения промысла. Вып. 10. СПб., 1999.
Благое В.П., Куленкова И.В. Действия населения в чрезвычайных ситуациях. Новороссийск, 2000.
Благосклонов К.Н. и др. Охрана природы. М., 1997.
Бобылев А.И. Законность и правопорядок: понятие, принципы их соотношения // Сборник научных трудов. Оренбург, 1999.
Боголепов Р.Д. Охрана природы ведомственной милицией: учеб. пособие. М., 1980.
Боголепов Р.Д. Правовые основы деятельности органов внутренних дел по охране окружающей среды населенных пунктов. М., 1990.
Боголюбов С.А. Комментарий к Закону Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды". М., 2000.
Боголюбов С.А. Экологическое право. М., 2000.
Бринчук М.М. и др. Проблемы развития системы российского экологического законодательства // Государство и право. 1995. N 2.
Бринчук М.М. Комментарий к ФЗ "Об экологической экспертизе". М., 1999.
Бринчук М.М. Экологическое право. М., 1999.
Булгаков М.Е. и др. Природоохранные акты: от Русской Правды до Петровских времен // Государство и право. 1996. N 8.
Васильева М.И. Публичные интересы в экологическом праве. М., 2003.
Васильева М.И. Судебная защита экологических прав. М., 1996.
Введение в социальную экологию: учеб. пособие. Ч. 2 / под. ред. А.Д. Урсула. М., 1994.
Веденин Н.Н. Экологическое право. М., 2000.
Везиров Р.З. О взаимодействии общественных инспекций по охране природы с органами внутренних дел // Совершенствование административной деятельности ОВД. Труды Академии МВД РФ. М., 1994.
Винокуров А.Ю. Природоохранная деятельность Российской Федерации. М.: МНЭПУ. Московская региональная природоохранная прокуратура, 1999.
Вылегжанина Е.Е. Россия — Мировой банк экологическое сотрудничество // Бизнес: Восток-Запад. 1993. N 5-6.
Гинзбург Дж. Соотношение международного и внутреннего права в СССР и в России // Государство и право. 1994. N 3. С. 111.
Государственная служба: вопросы истории, теории и практики правового обеспечения интересов граждан Российской Федерации. РАГС / отв. за выпуск Е.И. Голубева. М., 2000.
Голиченков А.К., Новицкая Т.Е., Чиркин С.В. Очерки истории экологического права: развитие правовых идей охраны природы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. II. Право. 1991. N 1.
Голиченков А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. М.: Изд-во МГУ, 1992.
Государственное право России / под ред. О.Е. Кутафина. М.: Юридическая литература, 1996.
Гунель М. Введение в публичное право. М., 1995.
Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. М., 1992.
Добрынин Н. Конституционно-правовые основы отношений края и области с входящими в их состав автономными округами. Тюмень, 1998.
Данилов-Данильян В.И., Горшков В.Г., Арский Ю.М., Лосев К.С. Окружающая среда между прошлым и будущим. М., 1994.
Институт "Экоюрис" (Ecojuris Institute), 1996.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2000.
Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982.
Комментарии к Лесному кодексу РФ / под ред. С.А. Боголюбова. М., 1997.
Крассов О.И. Экологическое право. М.: ДЕЛО. 2001.
Краснова И.О. Экологическое право и управление в США. М., 1992.
Краснова И.О. Земельное право. М., 2001.
Лазарев В.В. Теория права и государства: учеб. М.: Новый юрист, 1997.
Лукашук М.И. Нормы международного права в правовой системе России: учеб.-практ. пособие. М., 1997.
Лукичев Ю.В. Правоохранительные органы: конспект лекций. М., 2000.
Малеин Н.С. Охрана личных прав советских граждан. Социалистическое право и научно-техническая революция / отв. ред. Р.О. Халфина. М., 1979.
Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М.: Прометей, 1999.
Манов Г.Н. Правовое государство и глобальные проблемы современности // Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования. М., 1991.
Муравьев А.Г. Оценка экологического состояния природно-антропогенного комплекса. СПб., 1999.
Мышко Ф.Г. Административно-правовая охрана окружающей природной среды. Понятие и цели. М., 1998.
Мышко Ф.Г. Вопросы компетенции и взаимодействия государственных органов в сфере охраны природы. М., 2000.
Мышко Ф.Г. Проблемы предупреждения противоправных посягательств на объекты природы. М., 1999.
Нарышева Н.Г. Возмещение вреда, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей природной среды и природных ресурсах. М., 1998.
Национальный доклад СССР к конференции ООН 1991 г. по окружающей среде и развитию. М., 1992.
Нурмухамедова Э.Ф. Международный экологический правопорядок и экологические права человека. М.: Едиториал УРСС, 2004.
О некоторых проблемах борьбы с экологическими правонарушениями (по материалам Всероссийского совещания) // Государство и право. 1997. N 1.
Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: сб. законодательных и нормативных правовых документов. М.: "Ось-89", 2004.
Об охране окружающей среды: сб. документов партии и правительства, 1917-1985 гг. / сост. А.М. Галеева, М.Л. Курок. 3-е изд., доп. М., 1986.
Охрана окружающей среды и экономическое развитие. Софийская инициатива по экономическим инструментам. Региональный экологический центр Центральной и Восточной Европы. Венгрия. 2000.
Правовые проблемы охраны окружающей среды / под ред. Э.Н. Желвакова. М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1998.
Правовой и экономический механизм организации управления природоохранной деятельностью в Российской Федерации: рекомендации парламентских слушаний // В федеральном вестнике экологического права "Экос-информ". М., 2001. N 5. С. 3-14.
Правовые вопросы Российской государственности: сб. научный трудов. М.: Академия налоговой полиции ФСНП России, 2002.
Проект "Экологическое право новых независимых государств" в Центре Тайдc (NIS ELP at the Tides Center), 1996.
Плохих Г.П. Радиация и окружающая среда. Населению просто о сложном. Челябинск: "Движение за ядерную безопасность". 1998.
Популярная медицинская энциклопедия / гл. ред. В.И. Покровский. 5-е изд. М.: "Издательский Дом Оникс", "Альянс-В", 1998.
Тер-Акопов и др. Проблемы юридического обеспечения экологической безопасности. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.
Прохожев А.А. Человек и общество: законы социального развития и безопасности. М.: Изд-во РАГС, 2002.
Радиация на Урале. О правовом положении граждан, пострадавших от радиации. Челябинск: НП "Тауфик", 1997.
Соколов В.И. Механизмы регламентации освоения природных ресурсов в США. М., 1998.
Труды 5-й Всероссийской и 3-й Международной конференций "Теория и практика экологического страхования". М.: ИПРРАН, 2002.
Осипов Ю.Б. и др. Управление природоохранной деятельностью в Российской Федерации: учеб. пособие. М.: МГУ, 2001.
Формирование политики природопользования (зарубежный опыт) / под ред. М.М. Циканова и др. М.: ЗАО "Информдинамо", 2000.
Экология, охрана природы и экологическая безопасность. Т. 1, 2. М.: МНЭПУ, 1997.
Экология и права человека // Материалы международной конференции. Челябинск, 2003.