УРОК, основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени (обычно 40-45 мин).

мастер-класс — показательный урок специалиста для студентов, обучающихся музыке или танцам

Строгого определения в категории "и прочее", разумеется, не существует

Урок — это процесс передачи знаний, в котором участвует учитель (преподаватель) и ученик (студент, слушатель).

Роль учителя может "играть" любой человек, который передает знания
Роль ученика автоматически "играет" тот человек, который эти знания получает.

Урок может обладать такими атрибутами, как время начала, продолжительность и т.д.

Но основными атибутами урока являются:
1. Процесс передачи знаний (соответственно, наличие учителя и ученика)
2. Проведение, в конце, работы по определению, что "осталось" у ученика. То есть проведение диагностирующего задания (ДЗ). В котором предоставляется ученику изложить, что она уяснил (запомнил, усвоил, понял)
3. Проверка ДЗ ученика
4. Подготовка к следующему уроку. Здесь необходимо, основываясь на данных проверки ДЗ, составить такой план передачи знаний, чтобы закрепить усвоенное, и еще раз повторить упущенное учеником из прошлого урока.

Поэтому, если рассматривать непрерывный процесс обучения (несколько уроков), то добавляется еще один атрибут урока
0. Закрепление и повторение прошлого материала, с учетом результатов ДЗ

все остальное (современный урок, медиа-урок и т.д.) — это производные :)

2 Anatoly Shperk
В том-то и дело, что отсутствие одного из пункта, приведенных мною, по последним Педагогическим исследованиям, делает урок не уроком. Лекцией, семинаром — чем угодно, но не уроком :)

и это не частный случай :) Это каркас любого урока :)

То, что дает БСЭ.. это галиматья, не имеющая под собой ничего научного :)
Тем более, отсылка самой БСЭ к таким "авторитетам", как Лернер :) )) делает сомнительным научность данного определения урока :)

Ну, тогда …
Фантазия Вам в руки :)

есть такие понятия, как
_онлайн-урок_. Который делится на пассивную и активную форму. Пассивный — это режим форума. Активный — в режиме чата

_урок на дому_. Это, когда учитель приходит к ученику домой. Из-за невозможности посещать школы больным учеником.

_удаленый урок_. Это не совсем урок. Но моменты урока в нем есть. Когда выполняются задания, присланные удаленным учителем. И результат отправляется обратно.

_индивидуальный урок_. Когда учитель работает только с одним учеником.

_мастер-класс_. Выхолощенная и абсолютно упрощенная форма урока.

:)

Происходит от др.-русск. урокъ «условие, завершение, сделка, правило, платеж, налог», урочные лета, то есть «установленные года»; ср.: ст.-слав. оурочьнъ (др.-греч.

2 Anatoly Shperk
Так Бабанский, Махмутов — из той же категории, что и Лернер :)
Это не авторитеты :)

Не надо путать яичницу с беконом :)

"урок" это одна категория, а "обучение" — это совсем другая категория :) )
Поищите у того же Бабабанского определение "обучение" :) ))
Это будет такой бред малолетнего ребенка, что диву даешься :)

Описание атрибутов урока, приведенные мною, не могут быть устаревшими :) ))
потому что это фундаментальные атрибуты…

А все, о чем говорите Вы.. это лишь формы, притянутые за уши такими "учеными", как Бабанский и тому подобными :) ))

И Вы совсем не обратили внимание, на то, что у меня совсем нет "организационный момент, проверка выполнения домашнего задания учащимися, опрос учащихся по пройденному материалу"
:) )

просмотрите хотя бы некоторые материалы, которые представлены здесь [1]
прежде, чем мы начнем говорить об объектах Обучения :)

Что-то Вы, милейший, очень сузили рамки урока.
Вот что нам по этому поводу говорит БСЭ
Урок,
основная форма учебного процесса в сов. школе. Организационно У. характеризуется определённостью отводимого на него времени, постоянством состава учащихся, проведением по установленному расписанию, преимущественно в учебном классе (кабинете) и при коллективной форме обучения. Дидактически У. характеризуется единством дидактической цели, объединяющей содержание деятельности учителя и учащихся, определённостью структуры, диктуемой каждый раз конкретными условиями и закономерностями усвоения учебного материала.

То, что описал ise-dvp — очень частный случай.
Любой из пяти приведенных "основных атрибутов урока" может отсутствовать.
Ключевыми словами в определении урока являются "определённость отводимого на него времени". БСЭ добавляет важные для советской массовой школы  "постоянство состава учащихся, проведение по установленному расписанию, преимущественно в учебном классе (кабинете) и при коллективной форме обучения". Но это совершенно необязательно. Урок может быть и индивидуальным, и проводиться вне расписания и уж совсем не обязательно в классе.

Спасибо, коллеги ^__^
уточню — меня интересует именно множество вариантов определения терминов "урок", "современный урок", "медиа-урок"

2 monick
легко говорить "плохо" :) )
Вы бы поточнее сказали, что нужно? :) ))))))))

ps
Ну… если быть более точным, то теория не обучения, а теория педагогики
:)

2 starloh
+1

В Вашем примере "урок" рассматривается в переносном смысле :) То есть: поучение, нравоучение, наставление
:)
А в вопросе стоит тэг "образование" :) поэтому мы так и "ополчились" на научность :)

Но, судя по всему, мы в диалоге с Anatoly Shperk отвлеклись от вопроса, потому как monick, кажется нужно не раскрытие научного понятия "урок" :)

у Ушакова, например, много значений слова "урок" :)

Мне нравится Ваша ссылка на некие "Педагогические исследования" — именно так, с большой буквы.
Урок — это базовая категория. Не нужно проводить специальные исследования, чтобы понять, что это такое. Нужно просто договориться о терминах.

Если же Вы уж привлекаете научные разработки, то надо понимать, что вы говорите не об определении урока вообще (что, кстати и пытается сделать БСЭ), а пытаетесь определить, что такое современный урок.
На это отвечу словами исследователей:

Однако, в связи с тем что различные способы классификации устанавливали ограниченное число типов урокбв, существовала устойчивая тенденция к закреплению за каждым из этих типов определенной, довольно жесткой структуры.
Например, комбинированный урок строился по такой схеме: организационный момент, проверка выполнения домашнего задания учащимися, опрос учащихся по пройденному материалу, изложение учителем нового материала, закрепление изученного материала, задание на дом.
Трафаретный характер такой структуры вызвал справедливую критику дидактов и передовых учителей.
Анализ передового опыта учителей (Липецкой, Ростовской, Новосибирской областей, Татарской АССР и ряда других) и результаты проведенных специальных исследований (И. Т. Огородниковым, М. И. Махмутовым, В. А. Онищуком и др.) привели к выводу о том, что традиционное понимание структуры урока не отвечает современным задачам обучения. Структура его должна не только отражать внешние проявления организации совместной деятельности учителя и учащихся на уроке, но и выражать главным образом сущность внутренних процессов, с которыми связана активная познавательная деятельность учащихся.
("Урок — основная форма организации обучения", в кн. "Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского.
"Просвещение", Москва, 1983 г.
Так что Ваше определение уже в 1983 году являлось, извините,  устаревшим.

2 Anatoly Shperk
считайте, как хотите — это ваше личное дело :)

но создалось такое ощущение, что это именно Вы навязываете какое-то там мнение :)
Причем, совершенно не находясь в теме вопроса :) , считая винегрет существующих понятий в современной педагогике — наукой :)

я же основываюсь на конкретном научном исследовании..
а Вы.. лишь имеете "некоторый опыт работы в школе" :)

ps
кстати, в бытность.. лет так несколько назад я завершил свою учительскую карьеру заместителем директора по научно-методической работе в Гимназии :) и совсем не считаю это "некоторым опытом" :)

И закончим на этом. Вы мне не интересны (с) "Обыкновенное чудо" :) )

Ise-dvp
Урок — это процесс передачи знаний, в котором участвует учитель (преподаватель) и ученик (студент, слушатель).
———————————————————————————————————————-
Блин, я не такой подкованный в педагогике, но мне кажется понятие урока необходимо рассматривать гораздо шире!

Например: "Он потерпел неудачу и пусть это будет ему уроком."

Где здесь учитель (преподаватель)?

– А чем интернет-урок отличается от обычного?
– Благодаря интернет-технологиям дистанционный урок весьма насыщен по содержанию и иллюстративному оформлению: фотографии, видеосюжеты, фрагменты фильмов, при необходимости в текст вставляются аудиофайлы и анимация. Еще интернет дает возможность обогатить урок разнообразным дополнительным материалом, который размещается в многочисленных тематических рубриках, которые автор-разработчик предлагает к использованию в каждом конкретном курсе.
При этом важно знать, что количество часов, представленных в учебном плане интернет-школы, достаточно условно, что существенно расширяет спектр предметов и уровней обучения в старших классах. Это объясняется прежде всего самой технологией дистанционного обучения, поскольку как учащийся, так и учитель вправе выстраивать индивидуальный учебный план, затрачивая на изучение конкретной темы (урока) необходимое ему для этого время. Тем самым создаются условия для разработки индивидуальной образовательной траектории для каждого учащегося. С другой стороны, общеобразовательным учреждениям субъектов Российской Федерации предоставляется возможность учитывать при составлении учебных планов, разработке программ курсов национально-региональный компонент, что, в свою очередь, обеспечит учителей и учащихся каждого конкретного региона качественными образовательными ресурсами, в которых учитывается национальная и региональная составляющие.
– Контроль знаний тоже задача разработчика урока?
– Интернет-урок содержит тесты для проверки знаний учащихся в режиме онлайн. Часть из них ориентирована на подготовку к сдаче ЕГЭ, часть составлена по материалам предметных олимпиад, что представляет особый интерес для ребят, осваивающих программу как базового, так и углубленного уровня.

2  ise-dvp
нет, вы не отвлеклись, коллеги =) именно "урок" из области образовательного процесса меня интересует
единственное — вы слишком углубились в научные и околонаучные дебри, как мне показалось

Коллеги, всё это хорошо, но… плохо =)
про обучение — это другой вопрос (хотя я всё же склоняюсь к теории учения а не ОБучения)

2  ise-dvp  
Гы, например пункт "Проверка ДЗ". Как его применить при обучении без ДЗ?

И еще. Я не говорил о том, что приведенные Вами принципы являются устаревшими.
Я говорил о том, что устаревшим является подход, согласно которому считается, что каждый урок обязательно должен обладать ВСЕМ набором указанных категорий -("трафаретный характер такой структуры")

Не думаю, что правильным подходом является зачисление некоей группы людей в "черный список". Не задуряйте голову человеку, желающему получить ответ на свой простой вопрос.
Вы считаете их исследования "антинаучными" — флаг Вам в руки.
Просто я, уж извините, вижу в Вашей голове некоторый винигрет из наукообразных терминов.
Не скрою, я не великий теоретик от педагогики. Да и не дай Б-г стать таким.
Но некоторый опыт работы в школе дает мне право считать именно так, а не иначе.
Я не возражаю против Вашей точки зрения.
Но и не надо навязывать всем "научные" определения вроде того, что "мастер-класс — это выхолощенная и абсолютно упрощенная форма урока".

Кстати, понятие медиаурока не такое новое, как может показаться.

Кто здесь говорит о науке?
Замечу — только  ise-dvp.

Кстати, по правилам русского языка слово гимназия никогда не пишется с заглавной буквы. Как говорил мой армейский старшина, "Учите материальную часть".
Я очень рад, что  ise-dvp  "закончил свою учительскую карьеру". Повторюсь, мой скромный опыт подсказывает, что в школе высокомерие — не лучший спутник.
Кстати, "мы с вами вместе не служили".
И почем Вы знаете, что скрывается за моими словами "некоторый опыт работы в школе"?
Просто в некоторых кругах кичится заслугами не принято. Подозреваю, что мой опыт все же побогаче Вашего.
В классе — оно сразу видно ху из ху, и никакие академии это не поправят.

И еще — напомню — тут не форум, а ответы на вопросы. Я с Вами не разговариваю и не дискутирую, а отвечаю на вопрос  monick'a.